Выглядеть красиво и сохранить цветущий вид до глубокой старости хотят все. В этом номере мы развенчиваем миф о том, что красота требует жертв. На самом деле она требует высококвалифицированного профессионального подхода. О тонкостях пластической хирургии и важности взаимодействия пациента и врача рассказывает Барьяш Александр Викторович, хирург центра пластической хирургии «Медрекпласт» и отделения микрососудистой и реконструктивной хирургии в МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии.
Аптекарь (А): Александр Викторович, расскажите немного о себе: где родились, росли, получили образование, почему стали врачом?
Александр Барьяш (А. Б.): Я родился в Минске. Учился в гимназии, а потом в лицее. На путь медицины меня направили родители. В семье отец и мать врачи. Окончательное решение о поступлении в медицинский было принято под влиянием моего отца, пластического хирурга Барьяша Виктора Васильевича, который меня всему научил и продлжает учить до сих пор и скоторым мы, собственно, вместе и работаем. Абсолютно все операции в «Медрекпласте» мы проводим совместно.
А: А как вы выбрали свою специализацию? Почему решили заниматься пластической хирургией?
А. Б.: За работой своего отца я наблюдалеще в школьные годы, и желание пойти по его стопам зарождалось уже тогда. Особенно мне нравилось, когда он показывал мне фотографии своих пациентов «до» и «после», результаты тогда казались мне чем-то невероятным и я вообще не понимал, как это можно сделать. Однако после окончания университета мне хотелось посмотреть и на другую хирургию, набраться опыта прежде чем заняться эстетической медициной. Два года я отработал в отделении экстренной хирургии в больнице скорой медицинской помощи, паралелльно ассистировал отцу во всех его операциях. Затем поступил в ординатуру по пластической хирургии на кафедру Белорусской академии последипломного образования, где углубленно изучал уже эстетическую хирургию и открыл для себя реконструктивную, микрохирургию и хирургию кисти. Обучение в ординатуре натолкнуло меня на мысль, что я могу не только продолжать дело своего отца, но и расширить спектр своих возможностей, занявшись непосредственно реконструктивной хирургией. Ведь пластическая хирургия включает в себя два больших раздела: эстетическую хирургию и реконструктивную. На сегодняшний день паралельно с «Медрекпластом» я работаю в отделении микрососудистой и реконструктивной хирургии в МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии, где под руководством нашего заведующего мы выполняем различные операции: пересадки лоскутов для закрытия дефектов мягких тканей больших размеров, например восстанавливаем грудь женщинам, которым пришлось пережить удаление молочной железы после онкологии, недавно выполняли пересадку кости четырехлетнему ребенку с доброкачественной опухолью большеберцовой кости (после операции у мальчика появились все шансы играть с другими детьми в футбол в будущем), делаем множество операций на кисти и даже пришиваем оторванные пальцы и конечности, используя специальный медицинский микроскоп для сшивания мелких сосудов и нервов, диаметр которых не достигает и одного миллиметра.
А: Сложно ли стать пластическим хирургом или можно отучиться два года на курсах и пойти оперировать?
А. Б.: Нет, конечно, это достаточно трудоемкий процесс. Нужно долго учиться, даже больше скажу, надо учиться постоянно. Сейчас в связи с пандемией СОМО-19 мы не ездим на международные семинары и конференции, а так обычно ездили в разные города и страны. Мы, пластические хирурги, постоянно учимся Сами показываем наши достижения, и нам что-то показывают. Поэтому путь в пластическую хирургию - это очень долгий процесс, учиться нужно постоянно и много.
А: Чем и кому может помочь пластический хирург? Действительно ли сегодня отрезать-пришить-подтянуть можно все, что угодно?
А. Б.: 95-97 % наших пациентов — это женщины, конечно же. Для каждой пластической операции, как и для любого вмешательства, есть определенные показания и противопоказания. Также имеет значение возраст, с которого можно начинать каждое конкретное вмешательство.
А: Выбрать пластического хирурга — очень важно. Что вы посоветуете пациенткам, которые не могут определиться?
А. Б.: Нужно ходить на разные консультации, послушать разные мнения, посмотреть, кто понравится. Нужно, чтобы было взаимодействие хирурга и пациента. Чтобы пациент доверял хирургу. Тогда получается хороший результат и желаемый эффект.
А: Какие проблемы можно решить пластикой, какие бывают последствия и всегда ли это меняет жизнь к лучшему?
А. Б.: Пациент, собственно, за этим и приходит, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Обычно есть неудовлетворенность какими-то своими формами, возрастом, поэтому человек и приходит, чтобы это изменить. И если требования к себе адекватные и ожидаемый результат человек тоже будет оценивать правильно, то, конечно же, жизнь его меняется в более позитивную сторону. Пластический хирург еще и психолог, потому что человека нужно настроить на ожидаемый конкретный эффект, именно тот, который будет. Чтобы он не ожидал таких изменений, которые сделать невозможно. Нужно, чтобы было правильное отношение пациента к будущему результату операции.
А: Может ли хирург отказать пациенту в проведении операции и что может быть причиной отказа?
А. Б.: Конечно. Во-первых, для пластической операции, как и для любого другого вмешательства, нужно пройти медицинское обследование, потому что применяется наркоз. К тому же пластическая операция — это довольно длительная процедура лечения. Пластические хирурги могут отказать в операции, если человек не подходит по медицинским показаниям. Кроме того, имеет значение ожидаемый эффект после операции и то, как он будет воспринят пациентом. Если пациент завышает требования к результату операции, то, конечно, ему нужно отказать, потому что в последующем гарантированно будет конфликт. И у меня такие случаи, естественно, были. Я думаю, что они бывают у всех хирургов.
А: Бывали ли у вас случаи, когда приходилось отговаривать пациента от пластической операции?
А. Б.: Бывали, как у каждого пластического хирурга. Но, к счастью, это единичные случаи. Это в основном такие люди, которые очень увлекаются операциями, и люди с различными психическими заболеваниями. Как правило, они в ходе первичной консультации диагностируются и отсеиваются.
А: Бывало ли у вас, что человек вам приносит фото какой-либо знаменитости и говорит, что он хочет выглядеть так же?
А. Б.: Это очень часто бывает. И если есть для этого анатомические предпосылки у пациента, то так вполне можно сделать.
А: Но ведь паспорт человеку менять не придется?
А. Б.: Конечно нет, это ведь не изменение внешности. Я же говорю, если нет к этому анатомических предпосылок, то это сделать невозможно. А если там носик или губы сделать, как у Анджелины Джоли, и для этого есть все условия, то, конечно, можно выполнить. Очень часто бывает, что люди приходят с запросом того, что они ожидают, приносят фотографию и говорят, что они хотят примерно так выглядеть. И если возможно так сделать, то мы это делаем.
А: Александр Викторович, расскажите, когда нужна коррекция возрастных изменений?
А. Б.: Коррекцию возрастных изменений можно проводить начиная с 35 лет. Если имеются в виду именно возрастные изменения на лице. И делать пластику вполне нормально с этого возраста.
А: Блефаропластика — надежный способ ‘борьбы с возрастными изменениями?
А. Б.: Конечно! Блефаропластика чаще всего и выполняется с этого возраста, потому что кожа на веках человека она очень тонкая и подвергается процессу старения быстрее. Коррекция возрастных изменений начинается именно с блефаропластики.
А: Есть ли у пластических операций срок годности?
А. Б.: Например, после блефаропластики эффект будет заметен 10 лет. Все операции, которые направлены на омоложение, дают срок омоложения примерно на 10 лет, и эффект сохраняется тоже порядка 10 лет.
А: А что далее?
А. Б.: А далее они повторяются. И опять будет виден эффект.
А: Правда ли, что силиконовую грудь всегда можно отличить от настоящей?
А. Б.: Нет, конечно.
А: Что будет, если поставить импланты до беременности? Кормить ребенка грудью с имплантами можно или нет?
А. Б.: Импланты чаще всего и ставятся до беременности. Кормить с имплантами можно, и всегда было можно. Имплант никак не повлияет на ни грудное вскармливание, ни на саму лактацию, ни на качество молока, ни на восприимчивость ребенка. Конечно, после операции должно пройти время, нужно полное заживление, но не более того. Так что, если есть к этой части тела претензии, то импланты можно ставить до беременности.
А: Пластической операцией сегодня никого не удивишь. Какие изменились требования пациентов за последние годы?
А. Б.: Требования никак не изменились. Только возрастает перечень пластических операций. Технологии появляются другие, а требования не меняются.
А: Есть ли в пластической хирургии постоянные клиенты?
А. Б.: У каждого пластического хирурга есть постоянные клиенты. Бывают такие пациенты, которые любят это дело, и если они вполне психологически здоровы, то почему бы и нет. Если операции дают эффект и в этом есть смысл.
А: Какова доля мужчин среди пациентов?
А. Б.: Доля мужчин порядка 5-7 %. И в основном их интересует не коррекция возрастных изменений, а ринопластика (пластика носа), липосакция, отопластика (пластика ушных раковин), блефаропластика. Часто это реконструктивная хирургия, которая требуется после травм.
А: Есть ли разница между пластической хирургией у нас и за рубежом?
А. Б.: Нет. Оборудование, инструменты, технологии сейчас доступны любые, какие необходимы. Что у нас, что за рубежом они одинаковые.
А: Есть ли альтернативы пластике? Косметические процедуры, фэйс-фитнес и тому подобное?
А. Б.: Это все хорошо, но нет. Косметолог поможет только в плане улучшения качества кожи. Пластическая хирургия и косметология не конкурентные вещи. Косметолог работает до определенного момента с пациентом. Потом, когда начинается гравитационный и возрастной птоз, т. е. опущение тканей, косметолог уже не поможет. А пластическая хирургия решает вопросы радикально и эффективно. Все остальные методики – это замечательное дополнение. Если до определенного времени выглядеть молодо помогает косметолог, то после – пластическая хирургия.
А: По вашему мнению, станет ли однажды пластическая хирургия массовым явлением, как поход к стоматологу?
А. Б.: Пластическая хирургия уже стала массовым явлением, и это факт.
А: Чтобы вы пожелали нашим читателям — работникам аптек?
А. Б.: Желаю вам быть здоровыми, счастливыми и красивыми. А если есть желание или необходимость подкорректировать свою внешность с помощью пластической хирургии, подойдите максимально серьезно к выбору специалиста. Можно самостоятельно ознакомиться с предложениями. Лучше выбирать в первую очередь не клинику, а врача, которому вы себя готовы доверить.